Филиал

«Колледж современных технологий
в машиностроении и автосервисе»

учреждения образования
«Республиканский институт
профессионального образования»

Официальный сайт

г. Минск, Республика Беларусь

www.college-ripo.by

С нами ты – профессионал будущего!

Эксперимент                                                                

 

Главная
О колледже
Правовые акты
Абитуриентам
Учащимся
Методкабинет
Родителям
Заочное
Восп. работа
СППС
Одно окно
Профком
Услуги
Полезные ссылки

Об экспериментальной деятельности колледжа в 2018-19 учебном году

С 2018-2019 учебного года на базе колледжа начинается работа по реализации экспериментального проекта «Апробация содержания образовательной программы разработанной с учетом модернизации национальной системы квалификаций». Руководитель проекта – Сычева Юлия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе УО РИПО.

Обоснование целесообразности осуществления проекта

Осуществляемый в Беларуси переход к рыночной экономике не может ограничиваться только процессом обновления производства и его структуры. Этот процесс также предполагает модернизацию предприятий, внедрение новых технологий и изменение видов выпускаемой продукции.

На предприятиях создаются подразделения, экспериментальные лаборатории, в которых осуществляется инновационная деятельность специалистов на всех этапах выпуска продукции. Во всех сферах экономики, успешное выполнение специалистом профессиональных функций и его конкурентоспособность напрямую зависят от каче­ства профессиональной подготовки.

Профессиональную подготовку специалисты и рабочие чаще всего приобретают в учреждении образования, которое обеспечивает единство и непрерывность уровней образования. Образовательный процесс среднего специального образования включает: теоретическое и производственное обучение, различные виды практик, дипломное проектирование, в ходе которого обеспечивается приобретение учащимися профессионального опыта в выполнении необходимых трудовых функций. Возникло проти­воречие между требованиями производства к компетентности специалиста и суще­ствующим практическим обучением в учреждениях образования, не учитывающим, в полной мере, современные реалии.

В связи с этим появляется необходимость в изменении профессиональной компетентности личности специалиста. Он должен быть способным к инновационной деятельности в производственных, научных, управленческих и иных коллективах и сообществах. В соответствии с современными экономическими тенденциями специалист любой сферы профессиональной деятельности должен уметь адаптироваться к быстро модернизирующемуся производству. Изменяющиеся трудовые функции требуют от специалистов постоянного повышения своей квалификации. Он должен видеть и чувствовать проблемное поле и перспективу развития специальности и требований к своей квалификации. Соответственно, становятся востребованными условия для реализации фундаментальной жизненной установки специалиста — «образование через всю жизнь».

Под новым качеством профессионального образования следует понимать такую совокупность его свойств, которые будут соответствовать требованиям рынка труда в области подготовки квалифицированных специалистов, обладающими необходимыми личностными качествами и квалификацией.

Возникают новые требования к профессиональному потенциалу работников, изменяется его структура. Переход к рыночной экономике актуализирует такие функции профессионального роста, как обеспечение конкурентоспособности работника (особенно молодого специалиста) и предприятия, социальной защищенности работников, соответствия спроса и предложения рабочей силы.

Профессиональный рост выполняет социально значимые функции, удовлетворяет определенные потребности общества, коллектива, отдельного работника. Поэтому на каждом из уровней существует заинтересованность в управлении профессиональным ростом, т.е. воздействии на него с цель более эффективного выполнения этих функций.

Особенность этапа перехода к рынку заключается в том, что с одной стороны, повышается значение профессионального роста для отдельного работника, предприятия и экономики в целой, а с другой стороны, рыночные регуляторы профессионального роста ещё не сформировались, ухудшаются его экономические условия, усиливаются антистимулы профессионального развития. В такой ситуации повышается необходимость управления профессиональным ростом, как средство разрешения его противоречий.

Предлагаемый проект будет способствовать обеспечению подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси.

Данный проект нацелен на решение следующих проблем:

  • подготовка специалистов для высокотехнологического производства;

  • кадровое обеспечение растущей диверсификации экономики;

  • повышение привлекательности производственно-технических профессий и специальностей профессионального образования для молодежи.

Цели проекта:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить организацию и содержание опережающей подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси.

Задачи проекта:

  • разработать образовательные программы, обеспечивающие подготовку специа­листов в соответствии с 5 уровнем МСКО

  • разработать и внедрить кредитную организацию образовательного процесса на основе модульного подхода

  • разработать сетевую образовательную среду для подготовки специалистов с учетом реальных производственных условий

  • разработать систему независимой сертификации квалификаций

  • разработать необходимую документацию, в том числе промежуточные отчеты по этапам программы и заключительный отчет по программе

Для реализации экспериментального проекта «Апробация содержания образовательной программы разработанной с учетом модернизации национальной системы квалификаций» сформирована творческая группа.

Руководитель творческой группы – Перская Т.А.

Члены творческой группы:  Бардушка С.А., Бибчикова А.Е., Иванчиков Н. П., Бондарев М.Б., Васько Е.Н., Каратай И.К., Кмитин А.В., Метелица Е.Г., Синица А.В., Синдикевич Д.И., Соловей И.А., Чернявский А.И., Савицкий Е.Е.

Результаты экспериментальной деятельности колледжа в 2017-18 учебном году

В 2017-2018 учебном году в колледже завершилась работа по реализации экспериментального проекта по теме «Апробация механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций – заказчиков кадров по определению и модернизации квалификационных требований к специалистам».

В соответствии с календарным планом экспериментальной деятельности в филиале колледже проведен ряд мероприятий для достижения цели и реализации задач проекта.

В целях создания условий для коллективной творческой деятельности по ЭП для участников творческой группы проведен ряд методических семинаров:

  • «Разработка экспериментальных учебных программ на основе функциональных карт на виды трудовой деятельности» (методист УО РИПО Куницкая Е.В)

  • «Изучение подходов к разработке учебных программ практик на модульной основе» (методист УО РИПО Куницкая Е.В)

  • «Методика разработки  инструкций к лабораторным и практическим работам» ( НУМО ф-ла КСТМиА УО РИПО – Бардушка С.А.)

Участники творческой группы приняли участие в форуме «Контроль и измерения-2017», где познакомились с современным контрольно-измерительным оборудованием.

Для ознакомления с современными условиями реального производства (современное оборудование, технологическая и техническая документация) для преподавателей и мастеров п.о. была организована экскурсия на ведущие предприятия, такие как ОАО Амкодор, ООО Салео. Члены творческой группы, разработчики учебных программ прошли стажировку на  базе ОАО «Амкодор» и ОАО МЗКТ.

За отчетный период в соответствии с планом экспериментальной деятельности творческой группой совместно с представителя организаций-заказчиков кадров:

  • переработаны функциональные карты на профессию «Мехатроника», «Оператора станков с ПУ», специалиста по «Эксплуатации и обслуживанию автоматизированного оборудования машиностроительного производства»

  • разработаны проект профессионального стандарта на вид трудовой деятельности «Разработка, обслуживание и эксплуатация автоматизированных линий в  машиностроении» (на основе квалификации Мехатроник), проект профессионального и образовательного стандарта на специалиста по «Эксплуатации и обслуживанию автоматизированного оборудования машиностроительного производства»

Преподавателями колледжа разработаны:

  • 9 учебных экспериментальных программ учебных дисциплин для 2 курса ЭУП

  • 13 учебных программ учебных дисциплин для 3 курса ЭУП

  • программа учебной практики для присвоения квалификации оператора станков с ПУ 3 разряда (на основе модульной технологии обучения

  • программа учебной практики для получения квалификации наладчика станков и манипуляторов 4 разряда (на основе модульной технологии обучения

Все учебные программы для 2 курса обучения по ЭП получили положительную рецензию от организаций-заказчиков кадров.

К началу 2018-2019 учебному года разработаны проекты УМК (электронная версия) по 5 учебным дисциплинам:

  • Охрана труда – преподаватель Васько Е.Н.

  • Материаловедения и технология материалов – преподаватель Каратай И.К.

  • Нормирование точности и технические измерения – преподаватель Соловей И.А.

  • Автоматизация производственных процессов в машиностроении» – преподаватель Синица П.В.

  • Электротехника – преподаватель Бондарев М.Б.

Опыт реализации экспериментального проекта был рассмотрен на Педагогических чтениях колледжа и на заседания педагогического совета, на семинаре, организованном для организаций заказчиков кадров.

В 2018-2019 учебном году пройдет апробация экспериментальных учебных программ на основе применения эффективных современных методов и приемов обучения.

Опыт экспериментальной деятельности колледжа по апробации механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций-заказчиков кадров по определению и модернизации квалификационных требований к специалистам  будет полезен для  учреждений профессионально-технического и среднего специального образования  Республики Беларусь для обновления содержания образования в соответствии с современными требованиями организаций-заказчиков кадров и открытия подготовки по новым специальностям.

Результаты инновационной деятельности колледжа в 2017-18 учебном году

В 2017-2018 учебном году учебном году завершилась работа и по инновационному проекту «Внедрение моделей профессионально-технического образования (применительно к производственному обучению и специальной технологии), дополнительного образования взрослых, профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на модульной основе в учреждениях профессионально-технического образования».

В результате инновационной деятельности разработаны:

  • модульная учебная программа по учебному предмету профессионального компонента «Производственное обучение с технологией обработки металла на станках с ПУ» по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда», утвержденная Министерством образования Республики Беларусь 16.06.2017

  • поурочно-блочный план производственного обучения по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда» (приложение А)

  • планы учебных занятий производственного обучения

  • инструктивные указания для учащихся по модулям в части охраны труда, работ на металлорежущих станках с ручным управлением и фрезерных (многоцелевых) станках с программным управлением

  • методическое обеспечение системы оценивания качества усвоения учебных модулей производственного обучения по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда»

  • проведена экспертная оценка качества разработанной УПД и методического обеспечения (методистом отдела научно методического обеспечения технических специальностей УО РИПО Жучко Г.А.)

  • разработан учебный план филиала КСТМиА УО РИПО по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда» регистрационный № 79, утвержденный 16.06.2017, в котором специальный цикл профессионального компонента учебного плана содержит учебные предметы «Основы теории резания, металлорежущее оборудование» и «Производственное обучение с технологией обработки металлов на станках с ПУ»

  • разработана учебная программа учебного предмета «Основы теории резания, металлорежущее оборудование», утвержденная Министерством образования Республики Беларусь 16.06.2017

За отчетный период осуществлялось внедрение в образовательный процесс скорректированных учебных программ по учебным предметам профессионального компонента «Производственное обучение с технологией обработки металла на станках с программным управлением», «Основы теории резания, металлорежущее оборудование» в соответствии с учебным планом по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда», утвержденном Министерством образования Республики Беларусь 17.06.2017 и методического обеспечения производственного обучения на основе модульной технологии;

В ходе инновационной деятельности проводился анализ результатов выпускных квалификационных экзаменов. Сравнительный анализ показывает, что процент качества обученности (отметки за выпускной квалификационный экзамен от 7 и выше) и мотивация к обучению увеличились, количество учащихся, которым присвоен повышенный квалификационный разряд, увеличилось.  Большинство учащихся отметили, что работать с инструктивными указаниями было интересно и проявили положительное отношение к технологии модульного обучения.

Все выпускники обеспечены первым рабочим местом по полученной специальности и квалификации.

Анкетирование мастеров производственного обучения по вопросам использования в образовательном процессе модульных учебных программ показало, что степень самостоятельности учащихся в овладении учебным материалом с использованием модульной технологии повышается.

Анализ посещенных уроков производственного обучения показал, что наличие разработанных материалов и работа с ними способствует совершенствованию и развитию такие личностные качества обучающихся, как организованность, самостоятельность, инициативность, ответственность, позволяет работать свободно, в индивидуальном по времени режиме. Модульный подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

Опыт внедрения модульной технологии обучения будет использован для организации и проведения учебных практик в рамках экспериментального проекта «Апробация содержания образовательной программы разработанной с учетом модернизации национальной системы квалификаций», также на занятиях производственного обучения по подготовке оператор станков с ПУ наших учащихся и для обеспечения профессиональной подготовки взрослого населения.

Результаты экспериментальной деятельности колледжа в 2016-17 учебном году

За время работы над экспериментальным проектом «Апробация механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций-заказчиков кадров по определению и модернизации квалификационных требований к специалистам» члены творческой группы

 

Провели:

  • анализ нормативных правовых актов (технических нормативных правовых актов), регламентирующих исследуемую область (вид) трудовой деятельности, иных источников информации

  • анализ информации, относящейся к исследуемой области (виду) трудовой деятельности на основе ЕТКС, ЕКСД

  • сбор, систематизацию и обработку информации о выполняемых трудовых функциях (действиях) в рамках исследуемого вида трудовой деятельности

  • сбор, систематизацию и обработку данных опроса организаций

Разработали:

  • проекты функциональных карт профессий в рамках исследуемого вида трудовой деятельности:

  • оператор станков с ПУ – разработчики Перская Т.А., Дашкевич В.А., Дулькевич А.О., Савицкий Е.Е., Сендикевич Д.И., Шульгович А.П.

  • наладчик станков и манипуляторов с ПУ – разработчики Иванчиков Н.П., Бондарев М.Б., Кмитин А.В., Соловей А.И.

  • мехатроник – разработчик Синица П.В.

  • новую модель специалиста в области технологии и организации автоматизированного производства по результатам опроса и предложений представителей организаций-заказчиков кадров

Разработана функциональная карта на вид трудовой деятельности для нового специалиста – разработчики Бондарев М.Б., Кмитин А.В., Перская Т.А.

 

Разработаны:

  • учебный план на модульной основе с зачетными единицами для подготовки нового специалиста – разработчики Бондарев М.Б., Бардушка С.А.

  • примерные тематические планы по учебным дисциплинам учебного плана для подготовки специалиста по новой модели;

  • проект секторальной рамки квалификаций (Секция С: Обрабатывающая промышленность, подсекция CK: Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки) – разработчик Бондарев М.Б.

Материалы, полученные по промежуточным результатам экспериментального проекта, могут быть использования для разработки методических рекомендаций по изучению рынка труда учреждениями образования в целях определения и модернизации квалификационных требований к специалистам, совершенствования содержания образования для обеспечения качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

 

В 2017-2018 учебном году на основании приказа Министерства образования РБ от 07.07.2017 № 470 на базе филиала «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» продолжается работа по экспериментальному проекту «Апробация механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций–заказчиков кадров по определению и модернизации квалификационных требований к специалистам»

 

Руководитель проектаКалицкий Эдуард Мечиславович, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор УО РИПО

 

Цель экспериментальной деятельности УО на 2017-2018 учебный год: Теоретически обосновать и экспериментально проверить организацию и содержание опережающей подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси

 

Задачи экспериментальной деятельности УО на 2017-2018 учебный год:

  • разработать  проект профессионального стандарта специалиста

  • разработать проект образовательного стандарта в области машиностроения и металлообработки, обеспечивающий подготовку специалиста в соответствии с 5 уровнем МСКО

  • разработать учебно-программную документацию на основе образовательного стандарта обеспечивающею подготовку специалиста в соответствии с 5 уровнем МСКО

  • разработать проект модели сетевой образовательной среды для подготовки специалистов с учетом реальных производственных условий

  • разработать систему мониторинга экспериментальной деятельности

  • разработать необходимую документацию, в том числе промежуточные отчеты по этапам программы и заключительный отчет по программе

Участники экспериментальной деятельности:

руководитель творческой группы – Перская Т.А., заместитель директора по учебно-методической работе

члены творческой группы – педагогические работники колледжа: Михейчик Е.Н., Бондарев М.Б., Васько Е.Н., Иванчиков Н.П, Каратай И.К., Кмитин А.В., Кондыба С.К., Синица А.В., Синдикевич Д.И., Соловей И.А., Бибчикова А.Е.

Результаты инновационной деятельности колледжа в 2016-17 учебном году

В 2016-2017 учебном году в колледже осуществлялась инновационная деятельность по проекту «Внедрение моделей профессионально-технического образования (применительно к производственному обучению и специальной технологии), дополнительного образования взрослых, профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на модульной основе в учреждениях профессионально-технического образования» (консультант инновационного проекта Ильин Михаил Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»)

 

В ходе инновационной деятельности:

  • проведена экспертная оценка качества разработанной УПД и методического обеспечения

  • в течение отчетного периода осуществлялась внедрение в учебный процесс экспериментальной учебной программы по учебному предмету профессионального компонента «Производственное обучение с основами технологии механической обработки» по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор с программным управлением 3-го разряда»

  • проведена оценка эффективности образовательного процесса с использованием технологии модульного обучения через диагностические исследования, а так же через текущую аттестацию

В связи с необходимостью внесения корректировок в разработанные материалы (в учебный план, в содержание учебной программы по учебному предмету «Производственное обучение с основами технологии механической обработки», в инструктивные указания для учащихся), разработки учебной программы по учебному предмету «Основы теории резания, металлорежущее оборудование» по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда», методических рекомендаций по организации образовательного процесса на основе технологии модульного обучения, отработки методики проведения учебных занятий мастерами производственного обучения по учебному предмету «Производственного обучения с основами технологии механической обработки» принято решение продолжить в 2017-2018 учебном году инновационную работу по теме «Внедрение моделей профессионально-технического образования (применительно к производственному обучению и специальной технологии), дополнительного образования взрослых, профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на модульной основе в учреждениях профессионально-технического образования»

 

Задачи инновационной деятельности УО в 2017-2018 учебном году:

  • внедрение в учебном процессе скорректированных учебных программы по учебным предметам профессионального компонента «Производственное обучение с технологией обработки металла на станках с программным управлением», «Основы теории резания, металлорежущее оборудование», в соответствии с учебным планом по специальности 3-36 01 54 «Механическая обработка металла на станках и линиях», квалификация 3-36 01 54-53 «Оператор станков с программным управлением 3-го разряда», утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 17.06.2017;

  • оценка эффективности использования образовательного процесса с использованием технологии модульного обучения;

  • разработка методических рекомендаций по организации образовательного процесса на основе технологии модульного обучения;

  • обработка и анализ результатов, соотнесение их с целями и задачами.

 Во исполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 «Об  экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году» и приказа учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» 14.07.2017 № 01-12/142 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования в 2017/2018 учебном году»

Участники инновационной деятельности:

руководитель творческой группы – Бардушка С.А.

члены творческой группы Рыбак А.Е., Синдикевич Д.И., Савицкий Е.Е., Шульгович А.П., Дашкевич В.А., Подобед С.М., Рабчаев Ю.Ф., Дулькевич А.О., Хиневич С.Л., Гарбуз М.В.

Об экспериментальной деятельности колледжа в 2016-17 учебном году

В 2016-17 учебном году в колледже осуществляется экспериментальная работа по проекту «Апробация механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций – заказчиков кадров по определению и модернизации квалификационных требований к специалистам» (руководитель экспериментального проекта Калицкий Эдуард Мечиславович, кандидат педагогических наук, доцент первый проректор учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования») и инновационная деятельность по проекту «Внедрение моделей профессионально-технического образования (применительно к производственному обучению и специальной технологии), дополнительного образования взрослых, профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на модульной основе в учреждениях профессионально-технического образования» (консультант инновационного проекта – Ильин Михаил Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»)

Во исполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 11.07.2016 № 658 «Об  экспериментальной и инновационной деятельности в 2016/2017 учебном году» и приказа учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» 25.08.2016  №  01-13/147 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в 2016/2017 учебном году» созданы рабочие группы в составе:

  •  экспериментальная деятельность – руководитель творческой группы – Перская Т.А.

члены творческой группы – Рыбак А.Е., Иванчиков Н.П.; Синица П.В.; Бондарев М.Б.; Кмитин А.В.; Соловей И.А.; Васько Е.Н.; Дашкевич В.А.

  •  инновационная деятельность – руководитель творческой группы – Бардушка С.А.

члены творческой группы – Рыбак А.Е.; Синдикевич Д.И.; Савицкий Е.Е.; Дашкевич В.А.; Подобед С.М.; Рабчаев Ю.Ф.; Хиневич С.Л.; Дулькевич А.О.; Гарбуз М.В.

 

Приказ об организации инновационной и экспериментальной деятельности

Материал из экспериментального проекта (срок проведения экспериментальной деятельности 2015-2018 гг.)

Разработчики: Калицкий Э.М., первый проректор УО РИПО, кандидат педагогических наук, доцент; Бычко Е.С., начальник отдела развитья квалификаций УО РИПО; Голубовский В.Н., директор филиала «Профессионально-технический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»; Бардушка С.А., заместитель директора по учебно-методической работе филиала «Профессионально-технический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»; Дедкова Н.И., директор филиала «Индустриально-педагогический  колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»; Кулик О.Н., начальник ресурсного центра по подготовке  и переподготовке кадров филиала «Индустриально-педагогический  колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

Рыночная экономика требует от учреждений профессионального образования постоянного расширения системы социальных связей. Механизмом самоорганизации этого процесса становится частно-государственное партнерство учреждений с работодателями, заказчиками кадров

Сегодня большинство предприятий Республики Беларусь отказалось от традиционных для прежних лет форм сотрудничества с образовательными учреждениями, что неизбежно приводит к несоответствию структуры и качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования спросу со стороны работодателей

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании организации-заказчики кадров являются, наряду с учреждениями образования, участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ, компонентом системы образования. Вопросы взаимодействие учреждений образования с организациями – заказчиками кадров регламентируются Кодексом об образовании Республики Беларусь, в соответствии с которым для осуществления взаимодействия организация, имеющая потребность в подготовке специалистов, заключает договор о подготовке специалистов и научно-техническом сотрудничестве

Организация, заключившая договор о взаимодействии учреждения образования с организацией – заказчиком кадров о подготовке специалистов, признается базовой организацией соответствующего учреждения образования. Базовая организация имеет преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах при распределении выпускников на их первые рабочие места. Но кроме этого, на сегодняшний день актуален  вопрос об определении и модернизации квалификационных требований к специалистам, поэтому необходимо разработать и апробировать  механизмы взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций-заказчиков кадров по этому вопросу

Отсутствие независимой содержательной экспертизы качества образовательных программ, надежных и объективных технологий оценки качества подготовки и сертификации выпускников представителями работодателей, приводит к уменьшению инвестиций в развитие и укрепление учебно-материальной базы учреждений образования ПТО и ССО

В настоящее время кадровое обеспечение отраслей экономики и социальной сферы далеко не всегда соответствует требованиям рынка труда и общества. Учреждения профессионального образования ориентированы в основном на подготовку кадров по массовым профессиям и не в полной мере реализуют такие основополагающие принципы профессионального образования, как непрерывность, многоуровневость, открытость, многофункциональность, диверсификация и индивидуализация образовательного процесса

С изменением среды, окружающей профессиональное образование, соответственным образом изменились и ожидания от него со стороны государства и общества. Появилось большое количество социально-экономических вызовов, на которые необходимо найти адекватные внутрисистемные решения

В последние годы происходит активная целенаправленная диверсификация экономики и, как следствие, квалификационных требований. Отдельные рабочие места требуют индивидуального набора компетенций, которые могут готовиться только в новых учреждениях образования. Современные учреждения образования должны обеспечивать не только выполнение государственного заказа, но и создание условий для интеграции выпускников в реальный сектор экономики, т.е. они должны стать одновременно кадровым агентством, бизнес-инкубатором и консалтинговым центром

Предлагаемый проект будет способствовать обеспечению подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси

Данный проект нацелена на решение следующих проблем:

  •  подготовка специалистов для V и VI экономических укладов

  •  кадровое обеспечение растущей диверсификации экономики

  •  повышение привлекательности производственно-технических профессий и специальностей профессионального образования для молодежи

Задачи проекта:

  1. определить механизмы социального партнерства для организации опережающей подготовки

  2. разработать  профессиональные стандарты специалистов для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси

  3. разработать квалификационные стандарты и систему независимой сертификации квалификаций

  4. разработать образовательные программы, обеспечивающие подготовку специалистов в соответствии с 5 уровнем МСКО

  5. разработать и внедрить кредитную организацию образовательного процесса на основе модульного подхода

  6. разработать  сетевую образовательную среду для подготовки специалистов с учетом реальных производственных условий

  7. разработать необходимую документацию, в том числе – промежуточные отчеты по этапам программы и заключительный отчет по программе

Материал из инновационного проекта (срок проведения инновационной деятельности 2015-2018 гг.)

Разработчики: М.В. Ильин, проректор по научно-методической  работе УО «РИПО», кандидат педагогических наук, доцент, О.О. Мельникова, методист УНМО ДОВ УО «РИПО»

Основные достоинства разработки и реализации модульных учебных программ для учреждений образования (организаций) и рынка труда:

  •  возможность ясно и четко формулировать цели и задачи программ обучения

  •  повышение эффективности личной деятельности и ответственности обучающихся и педагогических работников

  •  интеграция теоретического и практического обучения

  •  приближение процесса обучения к реальным условиям трудовой деятельности

  •  увеличение гибкости программ обучения

  •  создание стандартных, объективных условий оценки качества освоения модульных учебных программ

  •  функциональный анализ трудовой деятельности с учетом достижений техники и технологий, запросов рынка труда

В процессе реализации инновационного проекта предусматривается решение следующих задач:

  •  разработка модульных учебных программ производственного обучения (проведение функционального анализа трудовой деятельности работника, разработка функциональной карты и требованиям к умениям и знаниям работника, содержания модульных программ производственного обучения и др.)

  •  разработка методического обеспечения системы оценивания качества усвоения содержания модульных учебных программ производственного обучения

  •  апробация модульных учебных программ производственного обучения

  •  оценка эффективности образовательного процесса с использованием технологии модульного обучения

  •  разработка методических рекомендаций по организации образовательного процесса с использованием модульной технологии обучения

Учебный модуль решает конкретную задачу, связанную с выполнением профессиональной функции. Поэтому для достижения цели обучения  модуля следует использовать на занятиях соответствующие методы обучения. Естественно, в первую очередь, это активные методы обучения:

  1. изучение конкретных фактов из профессиональной деятельности

  2. наблюдение за выполнением профессиональных приёмов работ

  3. критический анализ информации

  4. осмысление знаний путём анализа логических структурных схем при подготовке к выполнению практических заданий (составление схем самим обучающимся - вершина осмысления)

  5. выполнение практических заданий

  6. консультация на рабочем месте

  7. презентация результатов работы

  8. обсуждение результатов

  9. анализ ошибок

  10. выработка рекомендаций по устранению ошибок индивидуально

  11. демонстрация выполнения профессиональных приёмов работ

Модель профессионально-технического образования

(применительно к производственному обучению и специальной технологии), дополнительного образования взрослых, профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на модульной основе

Предлагаемая модель отличается от традиционного обучения, поскольку учебная программа структурируется модулями и в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Целью инновационного проекта является разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-программной документации и методического обеспечения производственного обучения на основе модульной технологии

Формирование модульных программ предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Данный подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их, что реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки рабочих и  специалистов за счет формирования содержания и организации обучения

Прежде всего, данную модель следует использовать при разработке учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих). Для этого следует разрабатывать модульные программы так называемого системно-операционного типа (учебные программы практического (производственного обучения)). Методика разработки модульных учебных программ производственного обучения (практики) включает следующие этапы:

  1. Анализ учебных программ

  2. Разработку структуры модульных учебных программ производственного обучения

  3. Разработку содержания модульных учебных программ производственного обучения

Отличительными особенностями содержания учебных модулей таких учебных программ является наличие в них сведений как теоретического, так и практического характера

Данный учебный материал позволяет формировать у обучающихся специальные теоретические знания и практические знания, которые позволяют им решать конкретные профессиональные задачи, непосредственно связанные с трудовыми функциями работника

Для взрослого населения модульный подход даёт возможность реализовать индивидуальные образовательные траектории, позволяющие учитывать их опыт в предыдущей трудовой деятельности, экономить время и материальные средства

 
   

 
Besucherzahler russian wives
счетчик посещений

 


© 2009 Филиал Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе учреждения образования Республиканский институт профессионального образования
Дата изменения: 09.09.2018